А в 1967 году школа дала путёвку в жизнь учащимся двух десятых классов: 10А и 10Б. Как и было заведено, состоялась торжественная церемония вручения аттестатов, и, конечно же, незабываемый выпускной вечер.
Как упоительны в России вечера, когда со школой с грустью расстаются.
Но только память всё равно нас не отпустит, и мы запомним это навсегда.
Пройдут года, и сможем мы не раз, смахнув слезу, припомнить всё былое.
И только в памяти отрывки выпускного. Не забывайте выпускные вечера!
Подходит к концу очередной учебный год, и память уносит первых выпускников школы №334 на 55 лет назад. Многие из них живут по-прежнему в Капотне, некоторые уехали в другие районы столицы, а некоторые уже закончили свой жизненный путь.
Мы хотим представить воспоминания некоторых выпускников 1966 – 1967 учебного года.
Вспоминает Коротченко (Шинкаренко) Ольга Павловна:
Школьные годы… О, школьные годы!!! Это было замечательное время!
Первый учебник и первый урок… Первая учительница Короткова Анна Ивановна. Ну, конечно же, она учила нас писать первые закорючки. Спасибо. Первый поцелуй –это случилось в первом классе. Раньше классная доска не висела на стене, а стояла на полу. Я дежурила по классу и надо было выпроводить всех в коридор и проветрить класс. За доской спрятался мальчик, я пошла его выгонять, но…он посмотрел на меня и - чмокнул в щеку .!!!??? Смешно? Сейчас. Первые пятерки и, гораздо позже, - тройки, двойки, четверки и даже колы. Первая елка в Кремле, на которую мне торжественно вручили билет, как отличнице.Первая детская любовь в 6 классе, тогда же случился и второй неумелый поцелуй. Потом была настоящая юношеская любовь в 8 классе. Я не могу отделить все это от школы, потому что все эти романтические отношения развивались на территории школы, рядом со школой, в окружении школьных друзей.
Любимые и не очень любимые предметы, любимые и не очень любимые учителя. Самым моим любимым предметом была математика, а самой любимой учительницей - преподаватель математики Мещерякова Зоя Михайловна, которая оказала очень большое влияние на мою жизнь, о чем, я думаю, она совсем не подозревала. Очень серьезная, очень строгая и очень любящая свой предмет. Она научила творчески подходить к этому серьезному предмету, учила думать и искать нестандартные решения, что очень пригодилось мне в дальнейшей жизни. Честно говоря, я и сейчас люблю решать всякие математические головоломки.
Обучение в школе у меня неразрывно связано со спортом. Спасибо нашим преподавателям физкультуры Петру Ивановичу Рыжову и Лакнер Георгию Георгиевичу. Они занимались с нами не только на уроках, но и после них. Не только в спортивном зале, но и на улице, на стадионе, постоянно работали спортивные секции. Мы все время участвовали в соревнованиях – школьных, районных, городских. Баскетбол, легкая атлетика, лыжи, у мальчиков –футбол. Помню бегали на лыжах за сборную завода, играли в баскетбол за сборную Общевойскового командного училища.
Ну, а когда были каникулы, наши тренировки проходили на улице, во дворах – вышибалы, штандеры, прыгалки, казаки-разбойники, лапта, салочки, лягушки, собачки, пряталки, классики. Ни минуты простоя. А зимой – лыжи, коньки. Каждый день на любимом стадионе до ночи, до изнеможения, и на кривых полусогнутых через дырку в заборе ковыляшь до дома, который в двух шагах от стадиона. Утром – в школу. Кстати, стадион в те годы был в полном распоряжении детей, и летом, и зимой, а на катке было столько народу, что не протолкнуться.
В общем, скучать и сидеть было некогда. Учиться было легко и, как бы между делом. Контрольные делала по 2 варианта – себе и соседке, диктант проверить – свой и у соседки.
А эти школьные вечера, когда после торжественной части и концерта художественной самодеятельности начинались танцы. В полумраке мальчики приглашали девочек. Сердце замирало.
Никогда не забуду туристический лагерь под Коломной на речке Осетр, притоке Оки. Туда после окончания учебного года в июне мы уезжали на месяц. Жили в двух больших палатках, в одной – мальчики, в другой – девочки. Ранний подъем, зарядка на берегу Осетра, потом 4 часа работали на грядках, пропалывали овощи. Ну а дальше отдыхали, купались, загорали. Надо было еще насобирать хворост для костра, чтобы приготовить еду, а вечером посидеть у костра. Чарующие закаты, гитара, песни, танцы. Отбой в 22 часа. У костра оставались дежурить по два человека в две смены – с 22 до 02 часов ночи и с 02 до 06 часов утра. Дежурства во вторую смену были особой радостью. Сидя вдвоем у костра встретить рассвет и наблюдать, как постепенно рассеивается туман, становятся видны очертания ближайших деревьев и, просвечивая сквозь туман, поднимается солнце… Начинался новый день. Непередаваемые ощущения, особенно, когда тебе всего 14 лет. В 6 часов вставали дежурные повара, чтобы приготовить всем еду.
Большое спасибо нашим учителям, которые предоставили нам такую возможность. Спасибо Георгию Георгиевичу Лакнер, который был всегда с нами, директору школы Досинчуку Валерию Сергеевичу, которые не побоялись взять на себя такую ответственность – отвечать за жизнь и здоровье 20-30 подростков, поселив их вдали от цивилизации на окраине леса.
Конечно же, не могу не упомянуть нашу классную руководительницу Эллу Соломоновну Павлинову, которая преподавала нам русский язык и литературу. Очень интересно проходили ее уроки, но, кроме этого, она вела большую внеклассную работу, устраивая вечера поэзии, конкурсы, вела школьный КВН, ходила с нами в походы. Это неформальное общение оказало огромное влияние на наше становление, как личностей и принесло свои плоды.
В общем, школьные годы оставили неизгладимое впечатление на всю жизнь. Мы там не только осваивали науки, но и учились думать, дружить. Учились жить в этом мире.
Вспоминает Михалкова (Морозова) Тамара Михайловна:
Мы первыми пришли в новую школу №334 в 10 класс и стали её первыми выпускниками. До сих пор мы не теряем связь, перезваниваемся, по возможности встречаемся. И теперь, когда подошла такая солидная дата, нам захотелось вспомнить те чудесные школьные годы.
Замечу, что нам уж очень хотелось поскорее стать взрослыми и не отставать от моды. Чтобы как-то выделиться из общей массы мы, девчонки, перешивали и укорачивали юбки у школьной формы, экспериментировали с причёсками. Однако, учителя строго следили за нашим уровнем воспитанности. Многое было под запретом. Школьная форма должна быть у всех стандартная. Вот, например, в 60-ые годы были в моде высокие причёски с начёсом. Ну, мы же старшие, нам всё можно! И некоторые девочки стали появляться в школе с такими вот пучками на головах. Конечно же, учителям это не понравилось. И вот что запомнилось на всю жизнь: уроки истории у нас вёл директор школы Лобов Александр Васильевич. Он принял интересное решение, сказав, что всех девочек с такой причёской он будет спрашивать на каждом уроке, снижая при этом отметку на балл. Мы не поверили. Но он это осуществил на ближайшем уроке. Я тоже пострадала. Поэтому пришлось поменять причёски на косички и хвостики. А на уроке английского языка Устинова Ада Леонидовна отругала двоих за то, что они выстригли себе чёлки. И тогда им пришлось заколками - невидимками закалывать волосы до тех пор, пока чёлки не отросли. Вот такие интересные ситуации были в нашей школе-новостройке!
Вспоминает Архаров Лев Николаевич:
Школьные годы – это очень важный период в жизни каждого человека. С возрастом мы это понимаем, а в те далекие годы мы с моими друзьями-одноклассниками были шебутными, озорными и веселыми мальчишками. Очень любили пошутить и посмеяться и не только после уроков, но и на уроках тоже. На уроке химии на вопрос учительницы -“Почему при смешивании реактивов раствор зеленеет? “, громко отвечали - “ Весна, Рахиль Бенициановна, весна! ”
Конечно , бывали моменты, когда за поведение или за неважные оценки наших родителей вызывали в школу, и родители, вернувшись домой, давали нам взбучку.
Но все-таки, спасибо нашим учителям, что, несмотря на наши шалости и не всегда усердные занятия, они сумели привить нам привычку к учебе . В старших классах мы стали уже более серьезно относиться к занятиям, понимая, что надо поступать в институт, получать высшее образование.
Сейчас, вспоминая школьные годы, понимаю, что именно тогда были заложены основы знаний, основы нашей дружбы. В нашем 10 Б было 6 мальчишек и 18 девочек. До сих пор со многими мы продолжаем общаться – перезваниваемся, иногда встречаемся.
Как поётся в известной песне «Давно, друзья веселые, простились мы со школою». Дни, недели, года убегают стремительно. И чем дальше, тем быстрее – вот уже и 55 лет пролетели. Не верится. Грустно. Грустно, что время безжалостно, что уже нет той бодрости и задора, остались только воспоминания, которые уносят в те далекие годы детства и юности. Все как у А.Блока:
Всё это было, было, было…
Свершился дней круговорот.
Какая ложь, какая сила
Тебя, прошедшее, вернёт?
А ведь есть такая сила! Это память! Можно посмотреть фотоархивы, можно позвонить одноклассникам, можно встретиться и поговорить о том, что было давным-давно.
Мы сердечно поздравляем первых выпускников школы №334 и желаем им здоровья, бодрости духа, радости, удачи! Будьте счастливы!
Материалы подготовлены председателем первичной ветеранской организации
«Школы в Капотне» Кузовлевой И.А.