Проект «Развивающее трансформируемое пространство дошкольных групп»
В 2019 году ГБОУ Школа в Капотне вступила в проект "Трансформируемое развивающее пространство дошкольных групп".
Предметно-пространственная среда
Для изменения предметно-пространственной среды используется мобильный материал, который видоизменяется, что позволяет разнообразить образовательное пространство группы, обогатить сюжетные игры.
Построение предметной среды
Предметная среда - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Предметная среда – это открытая, незамкнутая система, способная к изменению, корректировке и развитию. Такая среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности ребенка.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Предметно-развивающая среда должна:
беспечивать:
- охрану и укрепление здоровья детей,
- максимальную реализацию образовательного потенциала,
- учёт особенностей и коррекции недостатков их развития.
Обеспечивать возможность:
- общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста),
- двигательной активности детей,
- возможности для уединения.
Обеспечивать реализацию:
- различных образовательных программ, используемых в дошкольных группах;
- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Должна быть:
- содержательно -насыщенной,
- развивающей,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной и безопасной.
Насыщенность среды:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Трансформируемость пространства:
- предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды:
- предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования