Развивающее трансформируемое пространство

Проект «Развивающее трансформируемое пространство дошкольных групп»

  В 2019 году ГБОУ Школа  в Капотне вступила в проект "Трансформируемое развивающее пространство дошкольных групп".


Нормативно-правовая база

Предметно-пространственная среда

Для изменения предметно-пространственной среды используется мобильный материал, который видоизменяется, что позволяет разнообразить образовательное пространство группы, обогатить сюжетные игры.

Построение предметной среды

Предметная среда - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Предметная среда – это открытая, незамкнутая система, способная к изменению, корректировке и развитию. Такая среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности ребенка.



Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Предметно-развивающая среда должна:

беспечивать:

- охрану и укрепление здоровья детей,

- максимальную реализацию образовательного потенциала,

- учёт особенностей и коррекции недостатков их развития.

Обеспечивать возможность:

- общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста),

- двигательной активности детей,

- возможности для уединения.

Обеспечивать реализацию:

- различных образовательных программ, используемых в дошкольных группах;

- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Должна быть:

- содержательно -насыщенной,

- развивающей,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и безопасной.

Насыщенность среды:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства:

- предполагает возможность изменений   предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

 - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

- наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

- наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды:

- предполагает соответствие всех её  элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования


Родители и  педагоги знакомятся с Развивающим  трансформируемым пространством